Экспозиция железнодорожной ретро-техники действует на территории вокзального грузового двора в Воронеже с августа 2019 года. Вся техника, которая там собрана, когда-то работала на Юго-Восточной железной дороге. Чтобы посетителям было удобнее, каждый экспонат оснащён табличкой, на которой указана вся техническая и историческая информация.
История создания музея
Между тем моментом, когда у руководства Юго-Восточной дороги появилась идея организовать музей, и его открытием прошло лишь 3 месяца.
Экспонаты привозили со всех линий Юго-Восточной железной дороги. Железнодорожники искали древнюю технику, которая бесполезно стояла на запасных путях или были использованы под склад. Некоторые раритеты подарили коллеги с других линий. Экспозиция пополняется до сих пор.
Экспозиции музея
У музея отличные возможности для улучшения и роста. Уже сейчас в Воронеже есть несколько по-настоящему редких и ценных экземпляров.
Паровоз серии Л №5293
Паровозы этой серии — лучшие и наиболее распространенные в СССР. Использовались на всей сети советских железных дорог. Их часто показывали в фильмах, да и большинство российских памятников паровозам именно из серии Л. Железнодорожники называли их «Лебедянками», так как фамилия конструктора была Лебедянский.
№5293 построили в Ворошиловграде в 1955 году. Он трудился на Московской и Томской железных дорогах, а в 2019 году был отреставрирован и попал в экспозицию Воронежского музея.
Тепловоз ТГК-2-1 №8764
Тепловоз ТГК-2-1 (аббревиатура расшифровывается как «Тепловоз с гидропередачей калужский тип 2) был собран в 80-х годах 20 века на Калужском машиностроительном заводе. Он предназначался для того, чтобы проводить маневровые работы на подъездных путях и станциях. Такие тепловозы транспортируют на вокзал пассажирские вагоны, чтобы к ним подсоединили локомотив. Также тепловозы ТГК-2 решают разные задачи на заводах.
Электропоезд ЧС4 №224
ЧС4 (электропоезд «Чехословакского производства, тип 4») — первый электропоезд для линий с переменным током. С 1964 по 1972 год выпустили 230 таких поездов, то есть воронежский экземпляр — один из последних в этой серии. Электропоезд, который находится в Воронеже, построили в 1972 году на заводе Skoda, что находится в городе Пльзень (Чехословакия).
Электропоезд ЭР9П-74
ЭР9П (Электропоезд Рижский, тип 9, с подвагонным расположением электрооборудования) — пригородный электропоезд. Предназначен для сетей с переменным током. Его строили с 1964 по 1975 год на вагоностроительном заводе Риги. Всего выпустили 330 составов. У электропоезда характерная круглая кабина. В Воронежском музее выставлены 2 вагона 1965 года производства — головной и моторный.
РА1-0002
РА1 (Рельсовый Автобус, тип 1) — автомотриса, которая была произведена в Мытищах на заводе МетроВагонМаш. Её предназначение — перевозить пассажиров на участках железной дороги без электрофикации. С начала выпуска (1997 год) было построено около 170 автомотрис.
В Воронеже посетители познакомятся с рельсовым автобусом №0002, то есть вторым из серии. Его эксплуатировали на Калининградской железной дороге. В музей он попал в 2021 году. Вагон №0001 можно увидеть в питерском музее железных дорог.
Велосипед-дрезина
Один из наиболее редких экспонатов Воронежского музея.
Его создали в 1877 году, чтобы дорожные мастера или сторожа (1-2 человека, не более) могли оперативно передвигаться по железнодорожному полотну. Дрезина похожа на обычный велосипед, только к переднему колесу идёт прямой привод и есть дополнительное колесо, опирающееся на второй рельс.
В воронежском музее выставлен не оригинал, а реплика этого ретро-транспорта. Её построили на Воронежском вагоноремонтном заводе в 2019 году.
Посещение музея
Вы можете побывать в музее даже во время стоянки проходящего поезда и познакомиться с частичкой истории российской железной дороги.
Как добраться
Музей находится по адресу: Привокзальный сквер, ж/д вокзал «Воронеж-1»
Географические координаты: 51.679402, 39.203812
Ближайшая остановка — «Вокзал «Воронеж I» (ул. Кольцовская)
Время работы и стоимость билетов
Ретро-выставка работает ежедневно. Вход в музей бесплатный.
Контактная информация
Телефон: +7(473)265 66 16
Особенности музея
В музее представлено более 20 экспонатов:
- Грузовая платформа (1947 г.) с 2 осями
- Вагон-цистерна (1948 г.)
- Путевой струг (1936 г.)
- Рельсы, произведённые с 1877 по 1948 год
- Тепловоз
- Электровозы
- Паровоз
- Машины для очистки путей от снега и щебня
- Железнодорожный кран
- Другие экспонаты, включая различные железнодорожные устройства и инструменты
Мероприятия и образовательные программы
Экспозиция занимает площадь свыше 500 м2. Формат выставки предусматривает самостоятельное изучение. Рядом с каждой единицей техники установлена табличка, на которой указан QR-код и подробная информация о предмете.
Похожие места в Воронеже и окрестностях
Воронежский музей «Петровские корабли»
Небольшой тематический музей, посвящённый зарождению российского военно-морского флота и этапам развития российского кораблестроения.
Корабль-музей «Гото Предестинация»
Идеальная копия фрегата, который возглавлял петровский флот.
Музей ретро-техники-уникальный шанс подробно узнать этапы становления железной дороги. Необычная выставка привлечёт людей с техническим образованием или тех, кто увлечён историей транспорта. Особенно понравится детям. Локация подойдёт для создания неповторимых фотографий.
Отзывы посетителей
Алексей
«Я случайно набрёл на этот маленький музей. Ездил на электричке Копанище-Воронеж, выходил из вокзала и увидел баннер. Вход бесплатный, поездов много. Жаль, нельзя посмотреть интерьеры и техническую начинку. Планирую привезти сюда детей».
Евгения
«Ехала в Магнитогорск, была однодневная остановка в Воронеже, и я увидела необычный музей буквально в паре метров от путей — выставку ретро-техники ЮВЖД. Всё познавательно и бесплатно. Коллекция древних рельсов и обслуживающая пути техника, и всё относится к периоду аж с 1877 года! Если стоянка поезда короткая, можно даже не успеть всё посмотреть!»